Сайт- Остров Пасхи. Новый взгляд.

Для обратной связи__sborkus@yandex.ru__Главная страница__форум________

Новое на сайте:

Происхождение человека.

Происхождение Земли.

Размышления о Космосе.

Размышления о Космосе_1.

Размышления о Космосе_2.

Размышления о Космосе_3.

Человек и компьютер.

Дополнительно:

Библиотеке- 65 лет!

Великой Победе- 65 лет!

Влияние развития научно-технического прогресса на занятость и интеллектуальный уровень человека

Влияние развития научно-технического прогресса на занятость и интеллектуальный уровень человека

Е. Д. Вершинина

Россия, Ульяновск

Для современного общества характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное усовершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Актуальность данной работы заключается в том, что в современный период происходит активное вторжение техники в сферу умственного труда, что создает предпосылки для передачи машинам не только управляющих, но и логических функций умственной деятельности. Целью является повышение интереса у населения к выбранной специальности, а также повышение производительности труда при внедрении инновационной технологий в производство.

Прошло, как пишет американский социолог Дэниел Белл, время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, радио, самолет, автомобиль. Сегодня источником новаций в технике становятся, прежде всего, достижения в фундаментальных науках. Без них невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Ни техника, ни наука сами по себе не в состоянии решать сложные политические проблемы. Не надо забывать и о том, что техника составляет лишь часть производительных сил, притом не самую главную.[1]

Для создания новой техники и технологий на первоначальном этапе затрачивается значительная интеллектуальная энергия человека, в последствии скомпенсированная простым механическим трудом обслуживающего персонала. Интеллект превращается в соответствующий материальный продукт. Стремление человека к увеличению материальной оценки собственного труда приводит к созданию более совершенной техники, машин и автоматизированных комплексов и как следствие повышение эффективности, производительности и качества труда.

Совершенствование новой техники и технологий, с одной стороны, создает огромные возможности для развития производства, а с другой, – оказывает дифференцированное влияние на содержание и условия труда в зависимости от тех целей, для которых они используются. Содержание и условия труда определяют отношения, выражающие развитие производительных сил. Эта взаимосвязь испытывает на себе влияние производственных отношений: отношение к данному виду трудовой деятельности определяется отношением к труду в обществе в целом, общественной оценкой данного вида работы.

Изменения содержания и характера труда приводят к перестройке всей системы профессионально-технического разделения труда. При этом изменяется

деятельность человека в процессе производства, появляются новые профессии и

исчезают старые. Высококвалифицированный труд вытесняет неквалифицированный и малоквалифицированный, увеличивается удельный вес сложного труда. Кроме того, происходит и дальнейшее разделение сложного, высококвалифицированного и даже умственного труда, идет процесс постепенного стирания граней между отдельными социальными группами, сближаются их интересы, создаются условия для развития социальной однородности населения.

Интеллектуальный рост способствует формированию новых качеств работника, таких, как чувство ответственности, заинтересованность в результатах труда. Таким образом, под воздействием научно-технического прогресса происходит изменение структуры и функций работника, изменяется его роль в общественной жизни, управлении производством. Новые формы труда и его разделение ставят вопросы профессиональной ориентации и профессионального отбора людей, чтобы вид деятельности человека соответствовал его психофизиологическим особенностям. Эти вопросы приходится рассматривать в двух аспектах. Во-первых, под воздействием научно-технического прогресса происходят быстрые сдвиги в технике и технологиях производственной и непроизводственной сферы, возникают новые профессии, что усложняет для молодежи ее выбор. Неправильный выбор профессии порождает неудовлетворенность трудом, снижает трудовую активность. Государство несет дополнительные затраты на перепрофессионализацию кадров, потери, связанные с текучестью кадров. Во-вторых, появляются профессии, которые требуют вполне определенных психофизиологических качеств работника, соответствия между возможностями человека и требованиями профессии. Каждая профессия предъявляет к человеку свои требования. Если на первых стадиях развития системы машин требовались скорость и координация движений, то для обслуживания новой техники только этих качеств порой оказывается недостаточно. Важным становится такое качество, как способность принимать ответственные решения в сжатые сроки. В управлении производственным процессом на расстоянии обычно различают две формы деятельности. В одних случаях непрерывное внимание работника получает разрядку в определенных движениях, когда ход технологического процесса требует постоянных действий для управления (манипулирование кнопками, рычагами и т. п.). Это требует от оператора хорошей реакции в быстро меняющейся обстановке. В других случаях работник должен постоянно находиться в состоянии готовности к действию. Процесс регулирования происходит при помощи автоматизированной системы. Человек не видит непосредственно совершающихся процессов, пульт управления оснащен монитором. Он только наблюдает за ходом автоматизированного процесса. Его вмешательство происходит в экстренных случаях. Здесь от оператора требуется быстро принять решение в аварийных, стрессовых ситуациях.

Техника может надежно служить человеку, но может и оказаться помехой интеллектуальному и эмоциональному развитию личности, может стать причиной глобальной катастрофы. Человек несет моральную ответственность за открытия науки и совершенствование техники. Он должен уметь направить эти блага цивилизации в мирное русло, на процветание и развитие, не прибегая к агрессии. В условиях научно-технического прогресса от человека требуется

не только образованность, но и высокая культура взаимоотношений с техникой. Безнравственность, легкомыслие и невежественность могут стать причиной величайшей трагедии на планете. К. Э. Циолковский в связи с этим писал: «…не признаю я и технического прогресса, если он превосходит прогресс нравственный» [3, с. 121]. Науку и технику можно рассматривать как результат деятельности человечества, это совершенствование способов деятельности, степень развитости духовной составляющей личности, это явление культуры.

http://studik.net/vliyanie-razvitiya-nauchno-texnicheskogo-progressa-na-zanyatost-i-intellektualnyj-uroven-cheloveka/

Д. Вершинина

Россия, Ульяновск

Продолжение следует...

Для обратной связи_____________sborkus@yandex.ru_____________Главная страница_____________форум_______

Последнее обновление проведено 04 февраля 2016 года.  59B8=3@Mail.ru