Сайт__Остров пасхи. Новый взгляд.
ОСТРОВ ПАСХИ. НОВЫЙ ВЗГЛЯД.
Новый взгляд автора сайта на хорошо известные и обсуждаемые темы.
Меню сайта:

Остров Пасхи. Вступление.

Остров Пасхи. Описание.

Карта острова Пасхи.

Статуи острова Пасхи.

Схема аху и статуй.

Нетипичные жилища.

Статуи на склоне вулканов.

Письменность пасхальцев.

Оронго на острове Пасхи.

Цунами на острове Пасхи.

Защитные сооружения острова.

Последствия цунами 2010 года.

Остров Пасхи. Земледелие.

Дополнительно:

Библиотеке- 65 лет!

Великой Победе- 65 лет!

Статуи Маои, возможное назначение и применение.__________________________________________________Андрей Бондарев

Многочисленные источники пытаются объяснить назначение и способы перемещения каменных фигур различного размера и веса. Важным является то, что все эти истуканы производились в одном месте и затем перемещались и устанавливались по побережью острова. Часть статуй, по одним источникам была брошена на путях транспортировки, по другим была повалена в результате эрозии почвы. Подтверждением последнего является то, что найдены платформы, которые  находятся рядом с статуями, но засыпаны грунтом.

Если проанализировать места установки, то можно прийти к следующим выводам:

  1. Статуи разного размера устанавливались на специально подготовленные платформы, так называемые аху, по побережью в основном на низменных местах, с небольшой высотой над уровнем моря.
  2. Часть статуй установлена на склонах вулкана, причем статуи смотрят вниз склона.
  3. Небольшая часть статуй установлена на внутренней поверхности одного из кратеров вулкана, где находится небольшое пресноводное озеро.
  4. Все статуи , расположенные по побережью, смотрят вглубь острова, исключение составляют лишь 7 статуй, которые установлены отдельно и смотрят в сторону моря.

Попробуем посмотреть на эту проблему с практической точки зрения, зачем было туземцам проделывать такую огромную трудоемкую работу и таскать статуи по всему острову.

Многие исследователи считают, что все эти статуи имеют культовое значение и созданы в честь вождя или известного туземца. В таком случае непонятно, зачем было таскать эти статуи по острову, тогда как можно было бы собрать их в священном месте недалеко от места их производства, что значительно сократило бы трудоемкость этих работ.

Такое место на острове есть, но вместе с тем там, кроме петроглифов ничего из статуи не установлено. Отсюда следует, что статуи могли перемещаться только сверху вниз, переместить их на более высокий уровень не представлялось возможным. Скорее всего при перемещении статуй использовалась гравитационная составляющая, то есть сила тяжести, которая тянула статуи по склону.

Вторая проблема, зачем создатели стремились к увеличению размеров, что влечет увеличение трудозатрат, как по созданию, так и по перемещению. Некоторые авторы пишут, что это было связано с важностью той персоны, в честь которой статуя устанавливалась. Это полностью отрицать нельзя, тем не менее главным в увеличении статуй было другое, о чем будет сказано ниже.

Зачем строились такие значительные платформы для установки статуй, причем со стороны моря платформы имеют стену из хорошо пригнанных камней, порой довольно большого размера и веса.

Из отдельных источников следует, что часть статуй затоплена вокруг острова Пасхи, при этом даже предлагалась теория о транспортировки статуй водным путем. Есть отдельные публикации, которые отмечают, что такие затопленные статуи подобного типа находятся на дне возле некоторых островов Полинезии и так называемого затопленного архипелага Лемурия.

Теперь переходим к главной причине создания статуй и их установки по побережью. Главной причиной, которая заставила туземцев заниматься этим, была вода, как пресная в виде тайфунов и штормов, так и морская в виде цунами и штормовых волн.

Дело в том, что основным источником обеспечения продуктами питания было растениеводство. Для этого нужны были подходящие земельные площади, которые находились в низменных местах острова. Для получения высоких урожаев требуется рыхление, вспашка и обработка земли Как правило, жилища и места хранения продуктов находятся недалеко от места производства, то есть полей. Если посмотреть на геологию острова, то

низменные места окружают три вулкана, которые имеют пологие склоны. При сильных тайфунах, как известно, бывают ливневые дожди, потоки воды которых собираясь по склонам с разрушительной силой вымывают плодородные слои с полей и уносят их в море, в месте с тем, на их место приносят грунт со склонов вулканов, не отличающимися плодородием. Вместе с этим, вода смывает не только урожай и почву с полей, но и ветхие жилища и запасы продовольствия, что создает серьезные предпосылки для голода туземцев, приводит к обострению социальных, межличностных и родовых отношений.

Размещение статуй на склонах имело то значение, чтобы как казалось туземцам, снизить скорость потоков, снизить смыв грунта  и тем самым защитить поля от серьезного урона.

Размещение статуй на одной из внутренних склонов вулкана, имело несколько другую цель, это сохранить пресноводное озеро для создания запасов воды и не допустить его заполнения осадочными породами.

Статуи расположенные по побережью имеют несколько другую функцию, главное состоит в том, что они защищают остров от волн цунами и других волн, которые могут возникнуть во время сильного шторма. При этом надо иметь в виду, что особенности геологии острова способствовали увеличению высоты волн цунами, откуда бы они не приходили. Волна, ударяясь об склоны двух вулканов, устремлялась в пространство между ними, что приводило к еще большему увеличению высоты волны и более значительному действию ее разрушительной силы. Аху выполняют некоторую роль, что выполняют волнорезы для смягчения удара стихии. Статуи при воздействии волны опрокидывалсись и также смягчали скорость потока. К тому же в определенной степени аху препятствовали смыву почвы в море. При сильных ливнях и тем более при цунами низменная часть острова сильно изменялась, невозможно было определить участки, закрепленные за отдельными туземцами и места захоронения, поэтому участки ограждались камнями, строились каменные жилища с входом через крышу, а места захоронения размещались в аху, что позволяло определить места захоронения после таких катастроф.

Есть жилища имеющие фундамент в виде лодки, причем ось лодки направлена к морю, что смягчает разрушительное действие потоков воды, как с острова, так волн цунами со стороны моря. Не исключено, что жилище в виде лодки на таком фундаменте, использовалось, как средство спасения, при водных катаклизмах.

Такие катаклизмы заставляли туземцев переходить на новые нетронутые почвы и возделывать их, чтобы не умереть от голода, но новые тайфуны и цунами сводили их работу на нет, приводили к голоду и межусобным конфликтам. Именно в самое критическое время и появился культ птицечеловека, главной причиной было то, что только птицы могли спастись и переждать непогоду на вершинах вулканов. Для этого и была создана священная деревня, где туземцы и пережидали такие катаклизмы и где были созданы запасы продовольствия в специальных каменных хижинах. Наиболее подчеркивает, что туземцам приходилось часто страдать от голода, одна из статуэток, где изображен истощенный туземец и ярко выраженными ребрами, которые характерны для сильного голода.

Конечно, туземцы поставив статуи лицом к острову, придавали статуям и культовое значение, то есть в лице их просили богов защитить их от таких бедствий.

Внезапное прекращение строительства статуй легко объясняется большим катаклизмом в виде землятрясения и мощного цунами, в результате чего многие статуи были повалены, а большая волна уничтожила большую часть населения, лишила их крова и запасов продовольствия. В результате этого сложились непреодолимые условия и немногочисленное население острова было поставлено на грань выживания, ни о каком производстве статуй уже не могло быть и речи, не было, как физических сил, так и туземцы разуверились в их магических и физических свойствах.

Для обратной связи______________sborkus@yandex.ru______________Главная страница________________Форум_________

Последнее обновление проведено___02 февраля 2016 года.  59B8=3@Mail.ru